| 1 - бронзовый меч с “антеннами” из Фермо. 2 - меч антенного типа с бронзовыми ножнами из Фермо. 3 - бронзовый саблевидный меч антенного типа из Болоньи. 4, 6, 7 - бронзовые наконечники ножен мечей антенного типа. 5 - фрагменты деревянных ножен меча антенного типа. Ножны обмотаны бронзовой проволокой и имеют бронзовый наконечник. 8 - железный кинжал с костяной рукоятью и бронзовыми ножнами с костяным устьем из Вейев. 9, 9а - бронзовый кинжал и ножны из Тарквиний. 10 - бронзовый наконечник копья и проволока, крепившая его к древку. Вейи. 11, 12 - бронзовые наконечник и подток копья из Тарквиний. 13 - гигантский бронзовый наконечник из Тарквиний. 14 - бронзовый наконечник для дротика, найденный в Лации 15 - бронзовый топор из Тарквиний.
|
Все бронзовое оружие отливалось из расплавленного металла. Изделия из железа приходилось ковать, так как не было возможности получить температуру, необходимую для литья. На самом деле кованое железо значительно прочнее литого, а вот бронза - наоборот.
До наших дней дошло несколько поясных пряжек и пластинок (9 и 10). Застежка пояса обычно состояла из прямоугольной пластинки с двумя-тремя прикрепленными к ее краю кольцами и другой такой же пластинки с прикрепленными к краю двумя-тремя крючками. Сам пояс обычно был кожаным. На странице 98 находится рисунок этрусской пряжки более позднего времени, в которую превратились застежки этого типа. Сам пояс нередко украшали накладными пластинками.
| 1 - шлем с металлическим гребнем, относящийся к культуре вилланова; возможно он происходит из южной Этрурии. Сейчас находится в Британском музее. 2 - голова статуэтки из Эсте, по которой отчетливо видно, как именно носили такой шлем. 3 - изображение шлема (1), показывающее конструкцию. После того, как две половины шлема соединяли, сверху приклепывали пластинки “А” и “В”. 4 - полукруглый “шапковидный” шлем с бронзовым держателем для гребня в виде трубки. Найден в Фермо, близ Арконы. 5 - полукруглый “шапковидный” шлем с литым держателем для гребня. Происхождение неизвестно. Музей Карлсуэ, Германия. 6 - панцирь, сделанный в виде накидки, из Нарции, Этрурия. Музей Филадельфийского университета. 7 - бронзовая нагрудная пластина из Тарквиний. 8 - бронзовая нагрудная пластина из Лация. 9 - бронзовая пряжка ремня из Терни. 10 - фигурная бронзовая пластинка пояса из Альтри.
|
Известны находки более чем восьмидесяти круглых бронзовых щитов италийского происхождения, диаметр которых колеблется между 50 и 97 см. Датируются они примерно VII в. до н.э., все выполнены из бронзы, украшенной чеканкой,и восходят, должно быть, к тем же щитам центральноевропейского типа, что и греческие, времен темных веков, круглые щиты с расположенной в центре ручкой. Те образцы этого типа, что обнаружены в центральной Европе, датируются примерно концом второго тысячелетия до новой эры. Они не имели деревянной основы, как того следовало бы ожидать. Вместо этого ручка и крепления для ремней приклепывались непосредственно к бронзе с внутренней стороны щита. Иногда толщина бронзы была столь мала, что в процессе изготовления щита ее могли пробить насквозь. Их конструкция аналогична конструкции бронзовых аргивских щитов, найденных в Олимпии, а назначение было явно исключительно церемониальным. Когда одного знаменитого британского археолога спросили, что он думает о щитах этого типа, ученый ответил: «Конечно, ими могли пользоваться и в битве, при необходимости, - в крайней нужде и за крышку от мусорного бака ухватишься». Но пустые замечания вроде этого, как и предположения, что такими щитами можно было отклонять удар, мало что дают нашему представлению об античном военном искусстве. В бою подобный щит был бы совершенно бесполезен. Тем не менее образцом для таких щитов могли быть вполне функциональные экземпляры, деревянные или плетеные, которые обтягивались сыромятной кожей. Как известно, договор Рима с Габиями был записан на деревянном щите, обтянутом бычьей кожей. Такие деревянные щиты могли украшаться металлическими бляшками. В принципе все защитные доспехи того времени могли восходить к толстой коже или плетенке, на которые насаживались бронзовые бляшки - именно так можно объяснить наличие на доспехе выпуклых шишечек.
Существовал еще один тип щита, который был, вероятно, известен с эпохи бронзы. Это ростовой овальный щит с вытянутым умбоном с ребром; он был известен под названием скутум (scutum) и использовался легионерами со времен поздней республики. В Этрурии, близ Ветулонии, в одной из могил некрополя Поджоалла-Гуардия, которая относится к VIII в. до н.э., найдено скульптурное изображение щита, практически ничем не отличающегося от более позднего римского скутума. Овальные щиты похожего типа, но без умбона с ребром, обнаружены также в долине реки По и в Австрии. Эта разница имеет достаточно важное значение, поскольку позволяет точно определить, что скутум происходит из Италии. То, что им продолжали пользоваться на протяжении длительного времени, подтверждается находкой умбона V в. до н.э. в Мальпассо, в центральном высокогорье Италии.
| Щит культуры вилланова из Бизенцио, близ Флоренции. 1 - лицевая сторона щита с круглым умбоном и тремя заклепками над и под ним, на которых держится ручка. 2 - оборотная сторона щита с ручкой. Подвески - видимо, крепления для ремней. 3 - поперечный разрез. Видна деревянная основа ручки. 4 - ручка.
|
|